Управление персоналом в системе кадрового обеспечения государственной службы

Применительно к государственной службе под кадрами понимаются, прежде всего, лица, занимающие государственные должности, причем не только руководящие.

Термином «персонал государственной службы» характеризуют весь личный состав работающих в государственном аппарате, постоянных и временных специалистов, т.е. государственных служащих, а также технически обслуживающих их деятельность рабочих и служащих. Этим термином характеризуют также отдельные категории работающих, объединенных по профессиональным или другим признакам (персонал управления, обслуживающий персонал, медицинский персонал и др.). Иногда термины «кадры» и «персонал»отождествляются, что в принципе возможно, но важно видеть и специфику, особенности, несколько разные объемы их содержания.

Управление персоналом государственной службы является самостоятельно функционирующей и организованной подсистемой, в которой взаимодействуют Управление персоналом в системе кадрового обеспечения государственной службы свои субъекты и объекты управления, складываются свои управленческие отношения, определяются и реализуются конкретные задачи по формированию и рациональному использованию кадрового потенциала государственного аппарата.

Можно рассматривать управление персоналом как самостоятельно функционирующую систему – систему кадровой работы, включающую в себя реализуемые задачи, приоритеты, механизмы и технологии.

При этом управление персоналом – это сложный и многогранный процесс предметно практической деятельности, процесс целеустремленного и организованного воздействии на служащих государственного аппарата в целях достижения определенных результатов.

Система управления персоналом органов государственной власти состоит из следующих компонентов: организационной структуры управления персоналом государственной службы; системы работы с персоналом государственной службы; нормативно-правовой базы управления персоналом; информационно-методического обеспечения Управление персоналом в системе кадрового обеспечения государственной службы системы управления персоналом; технологий управления персоналом и методов управления персоналом государственной службы (см. схему 1).


Схема 1. Система управления персоналом государственной службы органов государственной власти

Данная система управления персоналом государственной службы, являясь органической составной частью государственной кадровой политики, должна строиться и базироваться на ее принципах и приоритетах, а также на общих принципах системы управления персоналом государственной службы.

Общие принципы системы управления персоналом государственной службы могут быть сформулированы следующим образом:

· научная обоснованность и комплексность в работе с персоналом, с учетом всех факторов, влияющих на нее;

· перспективность, с учетом прогноза формирования и развития персонала государственной службы на ближайшие десятилетия и с учетом социального Управление персоналом в системе кадрового обеспечения государственной службы прогресса, в том числе изменений содержания и характера труда чиновников;

· устойчивость системы управления персоналом к изменениям внешней среды и соответствие ее состоянию;

· коллегиальность и единоначалие в управлении персоналом государственной службы;



· непрерывность в управлении персоналом и оперативность при принятии решений по анализу и совершенствованию системы управления персоналом;

· законность, основанная на правовой и социальной защите персонала государственной службы, соблюдении нормативно-правовых требований и процедур в решении кадровых вопросов;

· подконтрольность персонала государственной службы, каждого чиновника обществу и вышестоящим государственным органам;

· систематическое обновление персонала государственной службы, его качественного укрепления за счет постоянного притока свежих сил с сохранением преемственности и использованием способности кадров всех возрастов Управление персоналом в системе кадрового обеспечения государственной службы;

· оптимальность при выборе наиболее рационального варианта формирования системы управления персоналом для конкретных условий;

· экономичность и эффективность функционирования системы управления персоналом.

Эти принципы законодательно положены в основу системы управления персоналом, определяют содержание ее компонентов и выбор конкретных форм, средств и методов управления персоналом государственной службы.

Управление персоналом государственной службы представляет собой ряд взаимосвязанных направлений и видов деятельности, включающих формирование персонала, использование персонала и стабилизацию персонала (см. схему 2).

Объем работы по каждому из направлений деятельности зависит от места органа государственной власти в структуре государственного управления, от ситуации на рынке труда, квалификации персонала, социально-психологической обстановки в трудовом коллективе и за его пределами Управление персоналом в системе кадрового обеспечения государственной службы и от многих других внутренних и внешних факторов.

Как видим, управление персоналом нельзя сводить к ограниченному набору действий, которые традиционно выполняют кадровые службы органов государственной власти.

Следовательно, управление персоналом государственных органов представляет собой сложный, постоянно обновляющийся творческий процесс, в котором взаимодействуют многие организационные, социально-психологические, правовые, экономические, нравственные и другие факторы.

Схема 2. Направления и виды деятельности управления персоналом

Применительно к сфере управления персоналом государственной службы можно считать, что функции это специализированные направления деятельности органа государственной власти, его кадровой службы по отношению к задачам, решаемым в процессе управления персоналом.

Правомерно выделить функции универсальные, пригодные для любого процесса управления персоналом организации Управление персоналом в системе кадрового обеспечения государственной службы, и специфические функции кадровых служб государственных органов, их управленческого воздействия на персонал (см. схему 3). К универсальным функциям управления персоналом можно отнести такие, как прогнозирование и планирование, регулирование, координация, контроль.

Как показывает практический опыт, универсальные функции отражают сущность процесса управления в целом, в то время как специфические функции являются рабочим инструментом осуществления общих универсальных функций.


Схема 3. Функции управления персоналом государственной службы

Управление персоналом государственной службы должно выступать целостной, самостоятельно функционирующей и организованной системой управления, которая как система «переживает» в настоящее время состояние усложнения. Возрастание сложности управления персоналом органов власти и управления происходит:

во-первых, в силу усложнения управленческого труда Управление персоналом в системе кадрового обеспечения государственной службы в государственной и муниципальной службе;

во-вторых, в силу того, что персонал – наиболее сложный объект управления организации;

в-третьих, в результате постоянного и резкого изменения системы ценностей работников, что связано с общеполитическими и экономическими реформами общества;

в-четвертых, в результате роста численности персонала системы государственного управления, что требует более эффективного его развития и рационального использования.

В этих условиях происходит смена парадигмы управления персоналом органов государственной власти. Меняется система целей управления персоналом; усложняется система взаимодействия субъекта и объекта управления. Они все больше приобретают характер субьектно-субьектных отношений. Происходящие в системе управления персоналом государственных органов процессы требуют более четкого определения функций, их анализа Управление персоналом в системе кадрового обеспечения государственной службы и обогащения.


documentbaczopt.html
documentbaczwab.html
documentbadadkj.html
documentbadakur.html
documentbadasez.html
Документ Управление персоналом в системе кадрового обеспечения государственной службы